Наверх

История

Фонтан нефти, ударивший 16 мая 1932 года у деревни Ишимбаево, ознаменовал зарождение нефтяной промышленности в Республике Башкортостан и начало освоения нового богатого нефтеносного региона – второго Баку.

В 1934 году была построена ширококолейная железная дорога Ишимбай – Уфа протяженностью 177 км, предназначенная для доставки нефти из Ишимбая на нефтеперерабатывающие заводы. Уже к 1936 году объемы добычи нефти увеличились, и железная дорога и водный транспорт не справлялись с необходимым объемом перевозки нефти. По этой причине в 1936-1937 гг. был построен и введен в эксплуатацию нефтепровод «Ишимбай – Уфа» диаметром 12 дюймов (304,8 мм) и протяженностью 166 км с одной перекачивающей насосной станцией. Первый нефтепровод стал началом развития трубопроводной отрасли в Башкирии.

В сентябре 1944 года скважина № 100 Туймазинского месторождения дала первый фонтан девонской нефти. Интенсивный послевоенный рост объемов нефтедобычи в районе между Волгой и Уралом требовал быстрейшего развития транспортных коммуникаций.

Решение о строительстве нефтепровода «Туймазы – Уфа» было принято Постановлением Совета Народных комиссаров от 7 января 1946 года. Строительство нефтепровода возложили на ГУАС НКВД СССР, реорганизованный в последующем в Главнефтегазстрой при Совете Министров СССР. Директором строящегося магистрального нефтепровода был назначен Черняев Давыд Александрович.

В мае 1947 года была создана дирекция по эксплуатации нефтепровода «Туймазы – Уфа», началась целенаправленная работа по подготовке кадров нефтепроводчиков.

В официальных документах магистраль отмечалась как важнейшая стройка послевоенного времени. Нефтепровод протяженностью 183 км и диаметром 350 мм был введен во временную эксплуатацию 1 сентября 1947 года, а 3 сентября того же года первая партия туймазинской нефти поступила на Уфимский крекинг-завод. Эта дата и стала днем рождения системы магистральных нефте- и продуктопроводов Урало-Сибирского региона.

В 1948 году было создано «Башкирское товарно-транспортное управление», в состав которого вошли Черниковская, Ишимбайская и Уруссинская товарно-производственные конторы. В августе 1953 года на его базе было образовано «Башкирское нефтепроводное управление».

В последующие годы система магистральных нефтепроводов Урало-Сибирского региона активно развивалась совместно с нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью страны. Объемы работ по эксплуатации действующих, строительству и вводу в строй новых нефтепроводов постоянно возрастали.

В связи с выходом магистральных нефтепроводов за границы республики, вплоть до Западной Сибири, в 1964 году управление преобразуется в «Урало-Сибирское нефтепроводное управление».

С 1954 по 1962 гг. был осуществлен ввод в эксплуатацию трех очередей нефтепроводов «Туймазы – Омск – Новосибирск» (ТОН-1, ТОН-2, ТОН-3).

В 1973 году введен в эксплуатацию крупнейший в мире магистральный нефтепровод «Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск» (УБКУА).

13 октября 1976 года введен в эксплуатацию магистральный нефтепровод «Нижневартовск – Курган – Куйбышев» (НКК).

Открытым акционерным обществом  «Уралсибнефтепровод» становится в 1997 году. С этого же года система магистральных нефтепроводов Урало-Сибирского региона носит имя Д.А. Черняева.

В сентябре 2014 года завершилась процедура реорганизации ОАО «Уралсибнефтепровод» (Открытое акционерное общество «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева») в форме присоединения к нему ОАО «Уралтранснефтепродукт» (Открытое акционерное общество «Уральское объединение трубопроводного транспорта нефтепродуктов»).

В декабре 2014 года Открытое акционерное общество «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А. Черняева» (ОАО «Уралсибнефтепровод») переименовано в Акционерное общество «Транснефть – Урал» (АО «Транснефть – Урал»).

*  *  *

Вехи развития АО «Транснефть  Урал»:

1946 год – начало строительства нефтепровода «Туймазы-Уфа»

1947 год – Черниковская товарно-производственная контора

1948 год – Башкирское товарно-транспортное управление МНП СССР

1953 год – Башкирское нефтепроводное управление

1964 год – Урало-Сибирское нефтепроводное управление

1970 год – Управление Урало-Сибирскими магистральными нефтепроводами Главтранснефти МНП СССР

1991 год – Производственное объединение Урало-Сибирских магистральных нефтепроводов

1995 год – Акционерное общество открытого типа «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы»

1997 год – Открытое акционерное общество «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А.Черняева»

2014 год – Акционерное общество «Транснефть – Урал» (АО «Транснефть – Урал»).