Наверх

«Мелочь» на миллион

Дата публикации: 25 Апреля 2017 Распечатать

Энергосбережение сегодня – это не модная тенденция, а насущная необходимость. Снизить затраты и расходы стремится и рядовой гражданин, и крупное предприятие. Впрочем, если обычный горожанин даже вентиль на батарее не всегда способен установить, то у предприятий возможности шире. Но можно ли снизить потребление электричества, горючего, тепла так, чтобы это не пошло в ущерб производству? Как показывает практика – да.

Точный расчет

– В первую очередь нужно провести тщательный анализ того, как расходуется электричество, топливо, тепло, – говорит главный энергетик АО «Транснефть – Урал» Азат Зайдуллин. – А после определить все направления, по которым можно обеспечить экономию. Мы этот план сформировали давно и сейчас стараемся выполнять намеченное.

Все энергосберегающие мероприятия разрабатываются в соответствии с энергетической политикой компании «Транснефть», а основные цели и задачи включены в Систему энергетического менеджмента предприятия. Так, в 2017 году намечено снизить потребление электроэнергии на 0,24 процента тепловой энергии, котельно-печного и моторного топлива – на один процент от общего потребления в 2016 году. Вроде бы немного, но в масштабах предприятия экономия достигает нескольких десятков миллионов рублей в год.

Сберегли мегаватты

Из всех видов энергоресурсов, а это электроэнергия, котельно-печное топливо, тепловая энергия, моторное топливо, для предприятия наиболее значимым является электричество. Расходуется оно в первую очередь на работу магистральных насосов и другого оборудования, которое обеспечивает перекачку более чем 150 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов в год.

Мощность насосов может достигать 10 мегаватт – столько потребляют 2,5-3 тысячи (!) домохозяйств. Поэтому снижение потребления электричества – задача особой важности. И в ее решении удалось добиться заметных успехов.

– Наибольший результат дает оптимизация технологического процесса перекачки. Он чрезвычайно сложен, потому что в нем множество постоянно изменяющихся параметров: работа оборудования на всем протяжении трубопровода, температура, давление и так далее. Чем точнее мы учитываем и контролируем эти параметры, тем лучше можем подобрать оптимальный режим перекачки, – говорит главный технолог предприятия Михаил Миронов.

Ощутимый эффект оказывает и очистка нефтепроводов от отложений: в основном это парафины, оседающие из нефти на внутренние стенки трубы и осложняющие процесс перекачки. Они как холестериновые бляшки, которые забивают человеческие артерии. Но если хорошо чистить артерии мы пока не научились, то трубопроводы – вполне. Благодаря оптимизации перекачки и регулярной очистке трубопроводов от парафина АО «Транснефть – Урал» в прошлом году сэкономило 18,5 миллиона киловатт-часов. Этого достаточно, чтобы целый год снабжать электричеством город с населением в 15-20 тысяч человек.

И тепло, и экономно

Большая часть производственных объектов предприятия – в первую очередь это нефтеперекачивающие и линейные производственно-диспетчерские станции (НПС и ЛПДС) – вводились в строй в 60-70-х годах. Сейчас они активно модернизируются, при этом один из главных пунктов данного процесса – реконструкция котельных и ремонт тепловых сетей.

Обновленные котельные в филиалах предприятия вводятся в строй ежегодно: в 2014 году запущены две, в 2015 и 2016 годах – по одной, еще одна переведена на газовое топливо. На нынешний год планы еще больше: намечена реконструкция котельной и тепловых сетей НПС «Мраково», а также строительство собственных котельных на НПС «Шкапово», ЛПДС «Андреевка-ПП» и ЛПДС «Хохлы-ПП».

Вместо гулких помещений с громоздким оборудованием и сложной разводкой труб на станциях появляются небольшие аккуратные сооружения с высокоэффективными котлами и компьютерным управлением. Не забыто и импортозамещение: в котельных устанавливают отечественное оборудование, в том числе изготовленное на заводах самой «Транснефти». Новая котельная не просто экономичнее, она имеет гораздо более высокую степень надежности, проще в управлении и совершенно безопасна. Работает в автоматическом режиме, сообщения о любых отклонениях сразу поступают оператору. А новые теплотрассы из труб в заводской пенополиуретановой изоляции снижают потери тепла практически до нуля. Результат налицо: топлива тратится меньше, а в зданиях по-прежнему тепло и комфортно.

– Помимо реконструкции котельных, мы используем и иные способы экономии тепла, – отмечает Азат Зайдуллин. – В частности, устанавливаем в зданиях автоматизированные индивидуальные тепловые пункты. Они позволяют учитывать расход тепла, контролировать параметры теплоносителя, управлять режимами теплопотребления в зависимости от температуры окружающей среды и времени суток. То есть в зданиях комфортно, и когда за окном ноль, и когда минус тридцать. Но в первом случае батареи будут не столь горячие, и открывать окна из-за духоты не придется.

Сейчас таких тепловых пунктов в филиалах акционерного общества более 70, при этом 50 из них установлены в 2016 году. Все пункты отечественного производства, они поставляются уже готовыми к монтажу и подключаются силами работников предприятия.

Контроль из космоса

АО «Транснефть – Урал» работает в восьми регионах России, размах – тысячекилометровый. Плановые ремонтные работы на трубопроводах, перевозка большого количества грузов и персонала, зачастую по бездорожью, требуют большого количества автотранспорта и спецтехники – от легковых машин до огромных трубоукладчиков. И, действительно, счет им на предприятии идет на тысячи единиц. Топлива эта железная армада потребляет много, и сокращение его расхода задача далеко не второстепенная. Но и тут удалось сделать многое.

Изменило ситуацию внедрение систем спутникового контроля. Сегодня модулями ГЛОНАСС оснащен весь автотранспорт предприятия. Это позволило контролировать скоростной режим, отслеживать маршруты, по которым движется техника, обеспечить ее оптимальную загрузку. Следовательно, с высокой точностью определять расход топлива, избегать лишнего пробега. В результате ежегодная экономия топлива исчисляется сотнями тонн. А заменив 62 единицы старой техники новенькими автомобилями с более экономичными двигателями, сберегли еще 120 тонн горючего. Вроде немного, но достаточно вспомнить, сколько стоит сейчас литр бензина или солярки, чтобы понять: и тут удалось оставить в бюджете предприятия миллионы рублей.

Конечно, работа в области энергосбережения зачастую требует расходов на новое оборудование, технику и прочее. Но затраты постепенно окупаются за счет снижения расходов. Есть и другие плюсы. Например, новые автомобили – это не только экономия топлива, но и повышение надежности, более высокий уровень комфорта для водителя. А значит, увеличение производительности его работы, меньшая нагрузка на здоровье. Светодиодные светильники – а устаревших ламп накаливания или ртутных ламп дневного света на предприятии уже практически не осталось – это долгий срок службы (десятки лет против года-двух) и опять-таки более комфортные условия для работников. Снижение расхода моторного и печного топлива уменьшает количество выбросов в атмосферу. Оптимизация движения транспорта минимизирует его износ. И так далее. Все это лишь подтверждает, что затраты на энергосбережение при разумной организации могут окупаться сторицей.

КСТАТИ

Совершенствование электрооборудования на предприятии – да и в отрасли в целом – ведется постоянно. Активно в этой работе участвует молодежь. Например, молодой специалист, инженер-энергетик Венер Шайдуллин предложил оснастить электродвигатели (те самые, мегаваттные) управляемыми автоматическими выключателями. Продумал все, вплоть до того, какой завод может обеспечить производство необходимых агрегатов.

Разработка была высоко оценена. Венер стал победителем XIII Научно-технической конференции молодежи ПАО «Транснефть», которая проходила в 2016 году в Самаре. Человек сторонний скажет, что выключатели – это мелочь. Но эта «мелочь» уже внедрена в АО «Транснефть – Урал» и экономит предприятию 600 тысяч киловатт-часов электроэнергии в год (столько потребляют за год три стандартные пятиэтажки). Плюс увеличение срока службы электрооборудования. Окупится новшество всего лишь за четыре с небольшим года.

Российская газета – Экономика Башкортостана