Наверх

Трудное счастье Шауката Ахатова

Дата публикации: 14 Ноября 2014 Распечатать

Что такое счастье, каждый понимает по-своему. За свою долгую жизнь Шаукат Ахатов не однажды убеждался, что счастливым человека делает вовсе не череда радостей и удовольствий. Счастье, считает он, познал тот, кто сумел встать выше обстоятельств и, несмотря на все препятствия, пусть через не могу, но все-таки победил. Счастье – оставить след на земле. Вчера Шаукату Нурлигаяновичу Ахатову исполнилось 92 года.
Из них более 60 лет он отдал трубопроводному транспорту; 13 лет, вплоть до выхода на пенсию, возглавлял старейшее предприятие системы «Транснефть» – Управление Урало-Сибирскими магистральными нефтепроводами, как называлось тогда ОАО «Уралсибнефтепровод».

Днём отличник, ночью грузчик

След на земле Шаукат Ахатов оставил такой, что и сегодня продолжает оставаться авторитетом для младших поколений нефтепроводчиков. Хотя вот уже больше 30 лет находится на заслуженном отдыхе. «Уникальный человек: грамотный, требовательный и в то же время внимательный к людям, – тепло говорят о нем в «Уралсибнефтепроводе», где никогда не забывают поинтересоваться, как живет ветеран, не нужна ли помощь. – Предприятием он руководил в очень сложный период, когда невиданными темпами шло строительство трубопроводов, вложил в него всю душу. Доказывал, добивался, лично вникал во все детали. И при этом не боялся говорить о том, что наболело, на самом высоком уровне».
Если рассказывать с самого начала, трудовой стаж Ахатова насчитывает… 84 года. Работать он начал с восьми лет: по ночам, после занятий в школе, разгружал на мельнице мешки с мукой, оставшись единственным в семье кормильцем и добытчиком.
При этом мальчик успевал учиться в школе только на «отлично», хотя на уроках, бывало, засыпал от усталости. «С детством пришлось расстаться слишком рано, но от него у меня осталась привычка любую работу выполнять с полной отдачей сил, стараясь добиваться наилучшего результата», – убежден сейчас Шаукат Нурлигаянович.
Врожденная тяга к знаниям и невероятная работоспособность деревенского паренька впоследствии не раз поражали его учителей и наставников. Из школы он вышел, имея по всем предметам высший балл. Так же блестяще учился на нефтяном рабфаке, с красным дипломом окончил Московский нефтяной институт имени И. М. Губкина. В 1947-м новоиспеченный инженер-механик по транспорту нефти получил направление в только что созданный в Уфе нефтяной научно-исследовательский институт. Но для себя молодой специалист твердо решил: работать будет только нефтепроводчиком.

Невозможное возможно

– Роль Башкирии в становлении и укреплении экономики СССР огромна, – считает Шаукат Ахатов. – Во время войны с фашистской Германией нефтяники и нефтепроводчики республики внесли огромный вклад в снабжение армии и промышленности топливом. В послевоенные годы началось строительство нефтепровода Туймазы – Уфа, призванного работать на подъем народного хозяйства. В дирекцию строящегося нефтепровода я попал на четвертом курсе во время студенческой практики: все лето в качестве инженера по технадзору объезжал строящуюся магистраль. Тогда и проснулся интерес к этому сложному и ответственному производству.
Директором нефтепровода в то время работал легендарный Давыд Александрович Черняев, которого Ахатов и по сей день считает своим наставником. Толкового парня он сразу заметил, сказал: «Азы ты знаешь. Но надо тебя учить». То лето, запомнившееся бесконечными разъездами, подсказало тему дипломного исследования – «Расширение нефтепровода Туймазы — Уфа первой очереди» и, в общем-то, стало одним из определяющих в жизни Ахатова, разбудив в нем задатки исследователя, изобретателя и организатора производства.
В полной мере они проявятся здесь, в Управлении Урало-Сибирскими магистральными нефтепроводами Миннефтепрома СССР. В 1952 году мечта Ахатова наконец осуществилась: в порядке «укрепления кадрами» его переводят начальником производственно-технического отдела в Башкирское нефтепроводное управление (первоначальное название предприятия). Вскоре он занял должность заместителя начальника по производству, в 1964-м стал главным инженером управления, а спустя еще шесть лет возглавил его. Имя Ахатова – человека неиссякаемой энергии, всегда готового «выдать» свежую идею, – не сходит со страниц газет, семь созывов подряд его избирают депутатом Уфимского горсовета. Ненормированный, как у всякого руководителя, рабочий день расписан буквально по минутам. Но и в этих условиях творческая мысль Ахатова работает без пробуксовок. Именно тогда у него родился дерзкий по замыслу проект последовательной перекачки разных сортов нефти по одному трубопроводу – задумка, которая многим казалась неосуществимой.
– Мы объединились с сотрудниками кафедры физического факультета Башгосуниверситета и нашли-таки способ, позволяющий последовательно перекачивать сырую и обессоленную экспортную нефть по одной трубе. На границе их раздела применялись твердые полиэтиленовые разделители, – объясняет Шаукат Нурлигаянович. – Таким образом удалось увеличить экспорт обессоленной нефти без затрат на строительство нового трубопровода. Эта технология легла в основу моей диссертации, после защиты которой мне присвоили степень кандидата технических наук.
Авторы конструкции полиэтиленового трехманжетного разделителя получили авторское свидетельство на изобретение. Оно не осталось единственным: рационализаторские предложения рождались у Ахатова и его единомышленников в ходе повседневной работы. Как правило, направлены они были на повышение надежности и улучшение технико-экономических показателей работы подземных магистралей, на автоматизацию процессов перекачки, совершенствование технологий капитального ремонта нефтепроводов. Позже в Управлении подсчитали: экономический эффект от разработок, внедренных по инициативе и с участием Шауката Ахатова, в период с 1970-го по 1982 год составил 3,8 млн рублей в деньгах того времени.

Ответственность – персональная

Самыми трудными за все время его работы в управлении, признается сейчас ветеран, стали годы строительства трубопровода Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск. Решение о его сооружении Совет Министров СССР принял в декабре 1969-го в связи с ростом добычи нефти в Западной Сибири. По масштабу и сложности технических решений проект оставлял позади все, что строили нефтепроводчики до тех пор: протяженность магистрали, которую предстояло проложить через горы, реки и непроходимые болотные топи, составляла 1812 км, диаметр трубопровода — 1220 мм!
Ход строительства курировал лично председатель Совмина Алексей Косыгин. Отдельным приказом персональная ответственность за своевременную сдачу объекта была возложена на начальника Управления Урало-Сибирскими магистральными нефтепроводами Шауката Ахатова. Он, что называется, головой отвечал за обеспечение строительства проектной документацией, поставку оборудования, решение всех возникающих вопросов на участке нефтепровода Курган – Альметьевск. А вопросы возникали то и дело: кроме собственного коллектива, в проекте были задействованы десятки подрядных организаций, поставщики оборудования и спецматериалов. Требовался недюжинный организаторский талант, чтобы вся эта огромная армия работала с четкостью и слаженностью единого организма.
Нефтепровод был сдан в эксплуатацию раньше намеченного срока. госкомиссия дала ему высокую оценку. Заслуги самого Ахатова правительство оценило орденом Ленина. Несколькими годами позже при непосредственном участии Шауката Нурлигаяновича был возведен и второй аналогичный нефтепровод: Нижневартовск – Курган – Куйбышев. Его тоже удалось ввести в строй досрочно. Вспоминая достижения тех лет, ветеран неизменно подчеркивает: большого дела не осилить без самоотверженного труда всего коллектива и уважения к каждому работнику.
– До сих пор не перестаю восхищаться работой сварщиков: их труд был самым тяжелым и абсолютно не приемлющим брака, – говорит он. – На этих работяг, по сути, приходилось вдвое больше нагрузки, чем на другие подразделения. К началу 1980-х силами управления было проложено 7,5 тыс. км линейной части нефтепроводов, а это порядка 756 тысяч сварных стыков!
Где бы ни работали подразделения предприятия, первым делом здесь старались создать людям достойные условия: буквально на пустом месте вырастали жилые дома, школы, больницы, детские сады. Это еще одна грань личности Шауката Ахатова, который умел смотреть шире порученного ему дела и «персональную ответственность» за благополучие людей возлагал на себя добровольно. На отраслевом совещании, проходившем в ноябре 1971 года в Москве, он прямо заявил: отдельные участки реконструируемых нефтепроводов представляют серьезную опасность для многих населенных пунктов в районе бассейнов рек Ай и Миасс и потребовал заставить ответственное за это министерство выполнить свои функции – обеспечить строительство защитных сооружений.
Лично ходатайствовал Ахатов перед Миннефтепромом СССР о включении в программу строительства объектов нефтепровода Нижневартовск – Куйбышев – Курган первого железобетонного автодорожного моста в районе Шакши. Благодаря этому уфимцы забыли о мучениях при проезде через Князевскую переправу.

Плюс звание доцента

Все годы, проведенные в должности начальника Управления, Шаукат Ахатов одновременно возглавлял Государственную экзаменационную комиссию на кафедре транспорта и хранения нефти и газа Уфимского нефтяного института. Принимал участие в создании учебника «Эксплуатация магистральных трубопроводов», ряда учебных пособий. И, выйдя в 1983 году на заслуженный отдых, в пенсионеры записываться не спешил. На ближайшие двенадцать лет главным делом для него стала преподавательская деятельность в Уфимском нефтяном. На кафедру, которая была и остается одной из самых сильных по составу преподавателей и уровню подготовки студентов, его пригласил тогдашний заведующий, профессор Виктор Федорович Новоселов. Он сказал: «Нам не хватает ваших знаний». Так Шаукат Нурлигаянович стал наставником молодежи, добавив к своим многочисленным регалиям звание доцента.
Сегодня бывшие студенты Ахатова занимают руководящие должности в нефтегазовых компаниях по всей стране и как всякий, кому довелось работать с нашим героем, с благодарностью вспоминают о нем – человеке, отмеченном Божьей искрой. Сам же Шаукат Нурлигаянович благодарен собственной профессии: она не позволяла ему сидеть без дела ни дня.

О самом важном


И вновь хотелось бы вернуться к разговору о счастье. Есть у него одно непременное условие – в жизни надо встретить «своего» человека. Таким человеком для Шауката Нурлигаяновича стала его супруга Рауза Абдулловна. Поженились они в 1951-м. В 2011-м отпраздновали бриллиантовую свадьбу. На протяжении всех этих шестидесяти лет Рауза Абдулловна, признается собеседник, оставалась для него лучшим другом. Юрист по профессии, светлая голова, она всегда могла дать дельный совет, подсказать, если нужна была помощь. Полтора года назад ее не стало. Но у Шауката Нурлигаяновича остались дети и внуки – главная для него сегодня радость в жизни. Редко бывает, чтобы дети, а тем более внуки в полной мере унаследовали все, чем было одарено старшее поколение. Ахатовым в этом смысле повезло: глава семейства сумел передать им свою устремленность к вершинам во всем, за что бы ни брался. Сын Искандер — доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан, директор Центра добычи углеводородов Сколковского института науки и технологии в Москве, дочь Альфия – медик с ученой степенью кандидата, обе внучки окончили школу с золотыми медалями.
«Отдельное спасибо руководству ОАО “Уралсибнефтепровод”, – благодарит Ахатов родное предприятие. – Нас, ветеранов, здесь не забывают, оказывают материальную поддержку и весомую финансовую помощь».
– Жизнь моя никогда не была легкой, я ничего не получал от судьбы даром, за просто так, – подытоживает собеседник. – Но потому, наверное, и могу сказать, что знаю вкус настоящего счастья.

Между прочим


Шаукат Ахатов принимал непосредственное участие в строительстве, расширении и реконструкции целого ряда нефтепроводов (как в республике, так и в близлежащих регионах) в период после 1952 года: Туймазы – Уфа, Шкапово – Ишимбай, Шкапово – Субханкулово, Ишимбай – Орск, Туймазы – Уфа – Омск, Калтасы – Чекмагуш – Салават, Калтасы – Уфа, Чернушка – Калтасы, Чекмагуш – Азнакаево.
Большой вклад Ш.Н. Ахатов внес в строительство трансконтинентальных нефтепроводов Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск, Нижневартовск – Курган – Куйбышев, а также продуктопроводов Салават – Уфа, Уфа – Петропавловск, Уфа – Челябинск – Омск.

За большие заслуги в развитии трубопроводного транспорта Шаукат Ахатов награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью «За доблестный труд». Удостоен премии Совета Министров СССР за участие в разработке и внедрении новых изоляционных покрытий трубопроводов. Имеет звания «Почетный нефтяник СССР» и «Заслуженный нефтяник БАССР».

Подготовила Татьяна Круглова

 

Поздравление

Коллектив ОАО «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д. А. Черняева» от всей души поздравляет Шауката Нурлигаяновича Ахатова – заслуженного нефтяника Башкирской АССР, почетного нефтяника СССР, кавалера орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» – с днем рождения!
То, чем является сегодня «Уралсибнефтепровод», – во многом воплощение Ваших идей и замыслов. Для нескольких поколений нефтепроводчиков Вы стали примером служения делу, горизонтом, к которому стоит стремиться. Спасибо Вам за Ваш труд, за беспокойную душу и человеческую мудрость, которая позволяла Вам в самых сложных ситуациях оставаться на высоте.
От всего сердца желаем крепкого здоровья, благополучия, мира и взаимопонимания в семье. Пусть каждый день Вашей жизни будет наполнен любовью и заботой близких.

Республика Башкортостан